Woodlife — официальный блог портала
26 апреля

Традиции деревянного зодчества в России

34 просмотра
30 дочитываний
3 мин.
3 комментария
В закладки

Выдающийся знаток русского слова Владимир Иванович Даль в авторском словаре живого великорусского языка трактует слово «зодчество», как искусство и науку созидать, строить здания. Синонимом его является слово «архитектура», а зодчие – это строители или архитекторы. Возводить здания из кирпича, стекла и бетона, с помощью современных инновационных технологий дело важное и очень нужное, но термин «зодчество» чаще всего применяется к деревянному строительству

Возможно потому что древесина материал, наиболее популярный на Руси. Он теплый, доступный, благодарный и отзывчивый. Мастеров, строящих из дерева, уважали и высоко ценили их плотницкий труд. В добротных избах рождались и проживали жизнь многие поколения русских крестьян. В жилых деревянных домах, построенных по «образцовым проектам» времен Петра I, кружились на балах нарядные аристократы.

К истокам вдохновенья

Почему в России сохранилось мало деревянных построек? Древесина как строительный материал имеет множество преимуществ: экологичность, невысокую стоимость, устойчивость к погодным условиям, прочность, эстетичность и т.д. Но бессильна она перед жерновами времени, перед огненной стихией, злым умыслом человека. На всей Руси великой не найти сегодня деревянного городского дома, построенного в XVII веке, не говоря уже о более ранних постройках.

Как выглядели эти строения судить трудно. Но пробел этот в некоторой степени заполняют иконы, на которых древние художники рисовали дома. Хотя такие изображения довольно условны, ведь перед иконописцем не ставилась цель реального отображения действительности, информационная ценность икон велика.

Вот, например, икона конца XVI века.
На ней в 22-х клеймах изображено
житие Савватия и Зосимы
Соловецких

В православных монастырях Русского Севера хранится немало икон, имеющих информацию о древнерусском деревянном строительстве. От них наши зодчие получали и божие благословление на свой созидательный труд.

Источником информации о древнем строительстве являются летописи, исторические рукописи, археологические материалы, картины знаменитых художников ушедших времен.

Икона Преподобного Феодосия Тотемского

Наши современники с помощью достижений науки нашли способы защиты древесины от ее биологических врагов – насекомых, повышения устойчивости природного материала к воде и огню. Сегодняшние деревянные строения способны сохраняться веками. Время докажет!

Ритуалы подготовки к строительству в древней Руси

Прислоните ладонь к стене из древесины. Вы ощутите мягкое, родное тепло, на душе станет спокойно и легко, дерево заберет усталость, накопившийся негатив, наполнит бодростью. Романтик «услышит» в этом прикосновении шум ветра, птичьи трели, почувствует звенящую чистоту лесного воздуха, ароматы травы и пробуждающейся весенней природы. Художник оценит рисунок переплетения древесных волокон, мягкий, комфортный для глаз тон натурального материала.

В старину говорили: «Лес – божья пазуха». Осмыслив эту народную мудрость, жизнь в деревянном доме обретает новый смысл. Если местом обитания выбрать такой объект, значит, семья окажется под защитой сил природы и Высшего разума.

Из какой древесины строили

Самым распространенным строительным деревом, которое и в настоящее время в изобилии растет в лесах Сибири и Русского Севера являлась сосна. Ее легкая, мягкая, но прочная древесина прекрасно сохранялась долгие годы, не боялась сырости и гниения. Другими популярными строительными деревьями хвойных пород считались:

  • ель — она устойчива к растрескиванию, не коробится, долго сохраняет естественный цвет натурального дерева. В обработке сложнее, чем сосна, т.к. более сучковатая. Порода менее устойчива к влаге и загниванию, требует усиленной обработки;
  • пихта — по качеству схожа с древесиной ели, малосмолистая, легкая, мягкая;
  • кедр — имеет очень красивую текстуру древесины, податливую при обработке. Содержащиеся в дереве фитонциды делают его чрезвычайно устойчивым к загниванию. Выделяясь во внешнюю среду, такой древесный материал обеззараживает воздух, создает здоровую для жизни атмосферу;
  • лиственница — древесина ее очень смолистая, трудно поддается обработке, склонна к раскалыванию. Но из-за твердости, плотности, стойкости к влаге ее применяют при производстве деталей, которые могут находиться не только во влажной среде, но и под водой.

Из лиственных пород в строительстве использовалась древесина:

  • березы и ольхи — это деревья одного семейства, но текстура у них разная. Древесный материал ольхи красивый, имеет красноватый оттенок. Он легко обрабатывается, но недостаточно прочен и стоек к погодным условиям. Береза тяжелая, плотная, но также склонна к загниванию;
  • вяза и карагача — плотная, твердая древесина этих пород имеет интересную текстуру;
  • акации — дерево относится к твердым лиственным породам и высоко ценится в строительном деле. Широко распространено по всей России, дает отличный материал не склонный к короблению, растрескиванию, гниению. Эта древесина красива и долговечна;
  • дуба — древесина лесного гиганта столь же прочна, сколь и красива. Растут дубы медленно, поэтому цена такого материала высока. Стоимость ему добавляют красота, эффектная фактура, прочность, гибкость, долговечность. Особенно высоко ценится мореный дуб. Такая древесина хранится под водой не один век, приобретая уникальную твердость и черный цвет.

Всего использовалось в строительстве 27 пород. Для возведения построек выбирались стволы, возраст которых был не менее 50 лет. Заготовка производилась только в зимний период, когда лес «спит». Для строительства монументальных объектов подыскивались деревья, которым минуло более трех веков, и их высота достигла 18 м, диаметр ствола был не менее 50 см.

Для повышения срока службы стволы перед началом строительства пропитывались дегтем, обжигались огнем.

Плотницкие инструменты русского зодчего

Вот нехитрый набор инструментов, с помощью которого возводились и простые избы, и царские хоромы, и величественные храмы.

1. Плотничий топор
2. Потес
3. Черта
4. Дровосечный топор
5. Долото
6. Долгий скобель или струг
7. Просека
8. Тесло

Потес, струг и дровосечный топор применялись для ошкуривания бревен. Долото и просека – для пробивки отверстий, тесло – для выбивки пазлов. Черту использовали для разметки. Основным инструментом в работе служил плотничий топор.

В снаряжении нет пилы. Даже в нехитрых операциях обработки бревен в размер этот инструмент старались не применять. Торцы бревен обрабатывались только топором, это хорошо видно на старых постройках. Почему же игнорировался такой удобный в быту инструмент строителями? Это один из многих секретов строительного искусства.

В бревнах, обработанных «топорно», закупоривались капилляры древесины, внутрь ее не попадала вода и постройка сохранялась дольше. Не жаловались древнерусскими строителями железные гвозди, разрушающие деревянную плоть. Их заменяли деревянные скобы и другие крепежные приспособления.

Срубить избу — дело хитрое

Всего на Руси насчитывалось более 50 вариантов срубов. Простейшим был «четырехстенок», такой тип применялся для постройки амбаров, сараев, хозяйственных помещений. Для увеличения размеров помещений сращивали несколько срубов и получали многоугольные или крестообразные строения. Таким способом построено немало церквей.

Самым распространенным типом строительства избы был «пятистенок». Прямоугольную избу перегораживали стеной, и получался дом из двух частей: в большей части размещалась печь, окна, меньшая использовалась как сени и совмещалась с хозяйственными пристройками. Семьи большие и более зажиточные могли позволить себе «шестистенок», в котором пространство делилось двумя стенами в разных направлениях, и получались просторные дома из 4-х отдельных помещений.

Так выглядел «пятистенный» сруб избы в XVIII веке.
На нем возводились подобные избы, в которых десятилетиями жили русские люди
Тип избы «шестистенок»

Веками оттачивалась техника строительства, секреты мастерства переходили от старших поколений к младшим. Результатом кропотливого и вдохновенного труда русских зодчих являются произведения архитектурного искусства, которые восхищают и вдохновляют сегодняшних мастеров-строителей, продолжателей дела талантливых предков.

Темы публикации
дома
Зодичие
ИСКУССТВО
брус
брёвна
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
история
НАУКА
Комментарии 3
кк
константин константинов
11:11
В XIX и начале XX века с проникновением в Россию европейской моды и бурным развитием промышленности деревянное строительство стало считаться несовременным и отсталым явлением.
кк
константин константинов
11:11
В XIX и начале XX века с проникновением в Россию европейской моды и бурным развитием промышленности деревянное строительство стало считаться несовременным и отсталым явлением.
кк
константин константинов
11:11
В XIX и начале XX века с проникновением в Россию европейской моды и бурным развитием промышленности деревянное строительство стало считаться несовременным и отсталым явлением.
кк
константин константинов
11:11
В XIX и начале XX века с проникновением в Россию европейской моды и бурным развитием промышленности деревянное строительство стало считаться несовременным и отсталым явлением.
кк
константин константинов
11:11
В XIX и начале XX века с проникновением в Россию европейской моды и бурным развитием промышленности деревянное строительство стало считаться несовременным и отсталым явлением.